Статьи

Подшипники для автомобилей: виды и их особенности

Подшипник – это узел, который фиксирует положение в пространстве оси или вала и обеспечивает их вращение или качение с минимальным сопротивлением. Кроме того, на его корпус ложится вся нагрузка от оси или вала, вращение которых он обеспечивает. Давайте сегодня вспомним, какими бывают подшипники в автомобиле в зависимости от конструкции и возложенных на них функций.

Для чего нужны подшипники?

Задача любого подшипника звучит достаточно просто: обеспечить вращение с минимальными потерями на трение там, где это требуется. В зависимости от назначения подшипники могут испытывать как постоянную радиальную нагрузку, то есть, действующую перпендикулярно оси подшипника, так и осевую, действующую параллельно его оси. Соответственно, назначение подшипника влияет и на его конструкцию. Все подшипники делятся на две большие группы: качения и скольжения. В первом случае они состоят из двух колец и тел качения, которые обеспечивают перемещение одного кольца относительно другого с минимальными потерями на трение. Тела качения могут быть разными (шарики, ролики или иголки), а сами подшипники делятся на разные типы по числу рядов тел качения, типу воспринимаемой нагрузки и материала их изготовления.  

Вторая большая группа – это подшипники скольжения, в которых тел качения нет, а поверхности просто скользят относительно друг друга. Такие подшипники установлены, например, в опорах коленвала и в шатунах поршней. О подшипниках скольжения мы поговорим как-нибудь в другой раз, а сейчас вернёмся к подшипникам качения, которые отличаются разнообразием – рассмотрим основные их типы и варианты их использования в автоиндустрии.

Вкладыши (втулки) подшипников скольжения. Фото: wikipedia.org Радиально-упорные подшипники

Радиально-упорные подшипники можно встретить практически в каждом автомобиле: наряду с коническими роликовыми они обычно используются в ступицах колес, обеспечивая легкое вращение колеса с минимальными потерями на трение.  Радиально-упорные подшипники хорошо справляются как с радиальными, так и с осевыми нагрузками. Основное их достоинство — это способность выдерживать большие нагрузки при сохранении плавного и бесшумного хода. Ну и наверняка многие помнят, что от ступичного подшипника зависит не только комфорт, но и безопасность: если он заклинит на скорости, приятного будет мало.

Радиально-упорный шариковый подшипник. Фото: wikipedia.org Шариковые подшипники

Шариковые подшипники находят применение в рулевых механизмах, коробках передач, генераторах и многих других узлах автомобиля. Они отличаются способностью справляться с высокой скоростью вращения, но при этом достаточно ограничены по максимальной нагрузке. Шариковые подшипники обеспечивают стабильную работу агрегатов даже при высоких оборотах, а одно из существенных преимуществ подшипников такого типа – их относительно низкая стоимость. Часто для восстановления работоспособности генератора или вентилятора печки достаточно заменить копеечный шариковый подшипник, а не платить за всю деталь в сборе.

Фото: Евгений Балабас Роликовые подшипники

Роликовые подшипники обычно используются там, где встречаются сильные нагрузки, как радиальные, так и осевые. Такие подшипники способны выдерживать сильные вибрации, что делает их идеальными для работы в сложных условиях. Они часто устанавливаются в трансмиссиях и ходовых частях грузовиков, где необходимы высокая прочность и надежность.

Игольчатые подшипники

Игольчатые подшипники – это разновидность роликовых подшипников. Ролики в таких подшипниках длинные и тонкие, похожие на иголки – отсюда и название типа. Игольчатые подшипники характеризуются компактными размерами и высокой грузоподъемностью. Они активно используются в коробках передач, трансмиссиях и других узлах автомобиля, требующих компактных подшипников, устойчивых к высоким нагрузкам. А как раз игольчатые подшипники и обладают завидным ресурсом и могут справляться со значительными радиальными и осевыми нагрузками, несмотря на их небольшой размер. Преимущество использования игольчатых подшипников – это снижение общей массы узла и повышение его ресурса даже в сложных условиях эксплуатации.

Не только шарики и ролики

Само собой, всё сказанное выше – далеко не полная классификация подшипников. Их существуют десятки типов, но важно помнить другое: правильный подбор подшипника для автомобиля – это залог долговечности и стабильности работы всех его систем. В зависимости от нагрузок, скорости и условий эксплуатации разные виды подшипников обеспечивают оптимальные характеристики каждого узла автомобиля. И используя качественные подшипники, можно не только существенно продлить срок службы автомобиля, но сделать его эксплуатацию комфортнее и безопаснее. 

Реклама. ООО «ТД КАТИКС», ИНН 7751197794. erid: 2VfnxxCksz8

Источник

Теги

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»
Закрыть