Тест-драйв электромобиля Evolute i-Pro: «зеленоглазое такси» за три миллиона
Первый серийный российский электромобиль – так называют Evolute i-Pro. Седаны липецкой сборки уже можно купить за 2,07 млн рублей с учетом госсубсидии. По нынешнем временам не так уж и дорого. А можно ли рассматривать электрокар как полноценную и единственную машину в семье?
Пафосный статус «первого российского серийного» сразу подмывает оспорить. Совсем первый – точно нет: экспериментальные электромобили строили еще во времена СССР. В них, в частности, переделывали ВАЗ-2102 и РАФ-2203. Серийной еще за десять лет до Эволюта стала вазовская Ellada, созданная на базе универсала Лада Калина. Сделали, кстати, 100 экземпляров. Не так и мало для эксперимента.
Массивная корма визуально роднит i-Pro с Almera
Миф №2: Evolute i-Pro российский. Пока точно нет. На заводе под Липецком сейчас, на старте производства, выполняют минимум работ. Кузов из Китая поступает в сборе с остеклением и салоном, прикрутить остается лишь задний бампер да половинки фонарей. Плюс устанавливают всю ходовую часть, батарею и силовой агрегат. Получается, «русификация» только в эмблемах и шильдиках. Но и они, положа руку на сердце, вряд ли сделаны в России.
Сборочные операции несложные, темп мини-конвейера более чем размеренный, поэтому никаких огрехов на нашей части сборочного процесса ждать не приходится. Кузов окрашен и собран аккуратно, в салоне тоже ничего криминального – на китайской стороне с культурой производства тоже всё в порядке. Локализация будет расширяться по мере роста объемов выпуска. Например, сначала кузов будет приходить разобранным из китайских деталей, а потом их начнут штамповать, сваривать и окрашивать в России.
В первой партии все машинокомплекты – белые. Но некоторые наверняка скоро примерят желтую ливрею такси
Завод «Моторинвест» – полного цикла, всё необходимое оборудование для выпуска 100-120 тысяч автомобилей в год на нём есть. И ресурс оборудования велик. Около года (с 2014-го) здесь собирали внедорожники Great Wall, еще около трех (с 2016-го) – кроссоверы Changan. Всего выпустили несколько тысяч машин, так что износиться ничего не успело.
В российский Evolute i-Pro превратился китайский Dongfeng Aeolus E70. Он, в свою очередь, представляет собой перелицованный Nissan Bluebird Sylphy 2005 года. Ни одного знакомого имени? А как насчет Nissan Almera, собиравшейся на АвтоВАЗе с 2012 по 2018 год? Родство выдает боковая линия остекления, хотя всё остальное китайцы изменили. Слово «дизайн» тут, наверное, не к месту: обычная машина, ни ахов, ни отторжения.
Передние сиденья очень мягкие, однако – на удивление – за несколько часов в них ничего не заболело и не затекло. Обивка – кожзам, хотя при отсутствии обогрева хотелось бы ткань
Сзади очень просторно, а набивка еще мягче, чем спереди. Пассажирам такси должно понравиться. Из странностей – интегрированные подголовники
Задним пассажирам положены два USB-порта и дефлекторы. Обогрева нет
На дверных картах буйство материалов и фактур. Удачное решение, добавляющее красоты и стиля при недорогих материалах
На дверных картах буйство материалов и фактур. Удачное решение, добавляющее красоты и стиля при недорогих материалах
На дверных картах буйство материалов и фактур. Удачное решение, добавляющее красоты и стиля при недорогих материалах
Хотя мы привыкли относить Almera к В-классу, по длине и колесной базе (4680 и 2700 мм соответственно) i-Pro фактически относится к сегменту С. И только ширина (1720 мм) намекает, что перед нами всё-таки переросток младшей группы, сделанный когда-то для народа.
Бардачок вмещает лист А4. Подсветки и вывода кондиционера нет
На нижнем ярусе центральной консоли по современной традиции расположились USB-порт и розетка
Около плафонов – клавиши ЭРА-ГЛОНАСС и блок управления дизельным отопителем
Бюджетный статус отражается в мелочах. Головной свет галогеновый, хотя на электромобиль было бы логичнее поставить экономичные LED-фары. Зато, как рассказали представители марки, рады таксопарки и операторы каршеринга: дешевле будет менять. Задний парктроник есть, а ставшей привычным приложением к нему камеры нет. Копеечная вещь, и мультимедийный дисплей под нее уже стоит. «Эволютовцы» пообещали эту недоработку исправить.
Зато колеса «богатые», 17-дюймовые. Если хотите сэкономить, скорее всего, тормоза позволят поставить обувку диаметром 16 дюймов. Только имейте в виду, что штатные литые диски скроены специально под электромобиль и уменьшают завихрения воздуха. Мол, пару-тройку километров к запасу хода добавят. Ну окей, в теории.
Литые диски выполнены в аэродинамичном дизайне, но дает ли он пользу в движении – загадка
Тянет и дальше проводить сравнение с Nissan Almera, раз уж кузов у машин общий. Архитектура подвесок одинаковая: МакФерсон спереди и балка сзади. О точном конструктиве платформы судить сложно, но понятно, что корнями он уходит все в ту же Nissan B, пусть это и не знакомая нам В0. До первых выбоин на дороге я об этом сожалел: всё же китайцы пока невеликие мастера настраивать ходовку. Но, как выяснилось, пролетаешь ямы и лежачих полицейских на i-Pro не хуже, чем на «логаноподобной» Алмере! Крены есть, однако не выходят за границы адекватных. Хотя есть очень важная оговорка. Almera позволяет не пасовать перед снегом, бордюрами и даже грунтовкой, благо под мощной стальной защитой у нее 160 мм. У Evolute заявлено всего 120 мм, защиты снизу никакой, а сколько будет стоить замена поврежденных электромотора и тяговой батареи, лучше даже не думать.
Никакой штатной защиты снизу нет
Никакой штатной защиты снизу нет
Никакой штатной защиты снизу нет
Никакой штатной защиты снизу нет
Тормоза дисковые на обеих осях. Служить они будут долго благодаря рекуперации. Evolute предлагает выбирать из трех уровней ее интенсивности. В максимальном седан замедляется очень эффективно. Не до такой степени, конечно, чтобы не трогать педаль тормоза для полной остановки, но и лишний раз на нее давить не нужно. Только учтите, что при рекуперации стоп-сигналы не загораются, что может стать неприятной неожиданностью для соседей по потоку.
Подкрылки штатно сзади не ставятся. Несмотря на это и беспородные китайские шины, в салоне достаточно тихо
У багажника с заявленным объемом 502 л два больших минуса: неполноразмерная запаска и нескладывающаяся спинка заднего сиденья
Заявленная динамика седана со 150-сильной силовой установкой – 9,5 с до сотни – отличная для сегмента В и неплохая для гольф-класса. Это на бумаге, а в реальности электромобиль воспринимается как более динамичный. Если еще включить режим «Спорт», то отдачи даже с избытком: уйти вперед потока со светофора можно и без него. Пускай вид у i-Pro безобидно-травоядный, удивить агрессивной ездой он способен. Но увлекаться не стоит: подушек безопасности всего две.
Комбинация приборов доходчива, никаких вариантов отображения информации не предлагает. По китайской традиции стекло на солнце сильно бликует (медиасистемы это тоже касается)
Клавиша Sport субъективно добавляет i-Pro динамики. Две левые управляют зарядным портом
По этому ансамблю тип силовой установки не понять. Отрадно, что всё выполнено в современном стиле
Не жать на акселератор стоит и по другой причине: батарея быстро уйдет «в ноль». Это черта не Эволюта, а вообще всех электромобилей: в противоположность машинам с ДВС, они активнее расходуют энергию на трассе, а не в городской толчее. Поэтому у i-Pro максималка искусственно ограничена на 145 км/ч. До начала серийного выпуска предварительные ТТХ обещали запас хода 420 км по устаревшему ездовому циклу NEDC. Сейчас параметр пересмотрели и декларируют до 433 км. Столько же Evolute обещал при выезде из пресс-парка, едва отключившись от розетки.
Под капотом три расширительных бачка от контуров батареи (обогрев и охлаждение), электромотора с инвертором (обогрев и охлаждение), отопителя салона (только обогрев). Вытянутый бачок по центру – для солярки «автономки». Рядом с ним 12-вольтовый аккумулятор питания бортовых систем
Под капотом три расширительных бачка от контуров батареи (обогрев и охлаждение), электромотора с инвертором (обогрев и охлаждение), отопителя салона (только обогрев). Вытянутый бачок по центру – для солярки «автономки». Рядом с ним 12-вольтовый аккумулятор питания бортовых систем
Под капотом три расширительных бачка от контуров батареи (обогрев и охлаждение), электромотора с инвертором (обогрев и охлаждение), отопителя салона (только обогрев). Вытянутый бачок по центру – для солярки «автономки». Рядом с ним 12-вольтовый аккумулятор питания бортовых систем
Погода в день теста выдалась умеренно теплая, не нужно включать ни отопитель, ни кондиционер. И удивительное дело: при размеренной езде по мегаполису с небольшими пробками прогнозируемый запас хода уменьшается ровно на пройденное расстояние. У аккумулятора нет склонности ближе к полному истощению активнее расходовать энергию, так что при определенных условиях i-Pro действительно способен пробежать 400 км и даже больше на одной зарядке. При таких вводных и нескольких сотнях зарядок по Москве, на некоторых из которых 53-киловаттную батарею можно зарядить за час почти полностью, электроседан вполне может работать в такси. А уж частникам такой автономности должно тем более хватать.
Летом придется смириться с дополнительным расходом электричества на работу кондиционера – тут ничего не поделаешь. Для зимы Evolute предлагает в качестве опции (ее цена пока не определена) дополнительный дизельный подогреватель антифриза системы отопления салона. Да, экологичность машины в этом случае снижается. Зато ездить будете без ущерба для комфорта и запаса хода одновременно. И уж никак не получится преждевременно истощить батарею энергозатратными обогревами. Их в i-Pro попросту нет, «холодные» даже передние сиденья. Это непонятно: и климат российский известен, и теплые опции уже в порядке вещей даже на недорогих моделях. Будем надеяться, комплектацию со временем подправят.
Медиасистема на операционке Android подтормаживает. Приложения можно скачивать по своему вкусу. Раздадите интернет с телефона, и будет онлайн-навигация. Уникальное для автопрома решение: управление климат-контролем – на руле! Причем пассажир ничего поправить не может, других клавиш на консоли или вкладки в меню мультимедийки нет. Текущие настройки отображаются на комбинации приборов.
Медиасистема на операционке Android подтормаживает. Приложения можно скачивать по своему вкусу. Раздадите интернет с телефона, и будет онлайн-навигация. Уникальное для автопрома решение: управление климат-контролем – на руле! Причем пассажир ничего поправить не может, других клавиш на консоли или вкладки в меню мультимедийки нет. Текущие настройки отображаются на комбинации приборов.
Медиасистема на операционке Android подтормаживает. Приложения можно скачивать по своему вкусу. Раздадите интернет с телефона, и будет онлайн-навигация. Уникальное для автопрома решение: управление климат-контролем – на руле! Причем пассажир ничего поправить не может, других клавиш на консоли или вкладки в меню мультимедийки нет. Текущие настройки отображаются на комбинации приборов.
Медиасистема на операционке Android подтормаживает. Приложения можно скачивать по своему вкусу. Раздадите интернет с телефона, и будет онлайн-навигация. Уникальное для автопрома решение: управление климат-контролем – на руле! Причем пассажир ничего поправить не может, других клавиш на консоли или вкладки в меню мультимедийки нет. Текущие настройки отображаются на комбинации приборов.
Полная цена Evolute i-Pro – 2 990 000 рублей. Госсубсидия снижает ее до 2 065 000 целковых. В абсолютных цифрах, конечно, дорого для подавляющего большинства россиян. А в относительных – сегодня это уровень оставшихся на складах у дилеров иномарок В-класса. При этом сеть зарядных станций расширяется, и большинство из них пока бесплатны. Есть и другие бонусы – бесплатная же парковка и нулевой транспортный налог в Москве. Ездовые качества и запас хода неплохи. Дело за малым – покупательской способностью и готовностью покупателя выбрать электромобиль. А с этим в России пока большие проблемы.
Evolute i-Pro точно не из тех машин, что запоминаются дизайном