Статьи

Слепая ярость: вспоминаем самые крутые масл-кары со скрытой оптикой

Глаза – это зеркало души, а по взгляду зачастую можно понять очень многое. С автомобилями похожая история: в зависимости от дизайнерского решения по передней оптике «выражение лица» автомобиля может быть добродушным или же, напротив, брутально-агрессивным. Именно по второму пути пошли дизайнеры самых ярких масл-каров второй половины прошлого века. Сегодня мы вспомним, с кого это началось, и пройдемся по самым ярким представителям «слепых мускулов».

Начало

Первая официальная попытка скрыть фары на серийном автомобиле была предпринята еще до Второй мировой войны: дизайнер американской фирмы Cord Automobile Гордон Миллер Бьюриг, называвший себя «скульптором автомобильных кузовов», в 1936 году решил отказаться от выступающих каплеобразных фар на отдельных крыльях и скрыл их в полостях крыла, которое имело форму поплавка, использующегося на гидропланах. Таким образом, в неработающем состоянии фару не было видно, а очертания её корпуса по форме полностью повторяли линию крыла.

Первым автомобилем со скрытыми фарами стал американский Cord 810

Первым автомобилем со скрытыми фарами стал американский Cord 810

Первым автомобилем со скрытыми фарами стал американский Cord 810

Первым автомобилем со скрытыми фарами стал американский Cord 810

Первым автомобилем со скрытыми фарами стал американский Cord 810

Первым автомобилем со скрытыми фарами стал американский Cord 810

На панели приборов была предусмотрена рукоятка, с помощью которой водитель вручную поднимал фары для освещения дороги.

Кроме инновационного расположения оптики Cord имел и множество других новшеств – к примеру, привод на передние колёса (!), несущий кузов, независимую переднюю подвеску и полуавтоматическую трансмиссию. Увы, первый блин вышел комом: из-за технических проблем откровенно «сырой» и изобилующий детскими болезнями, но при этом очень нетривиальный Cord так и не снискал признания рынка, причём проблему не решил даже куда более мощный и скоростной Cord 812. В 1937-м компания успешно обанкротилась. Однако уже в следующем, 1938 году, американская же компания Buick показала первый в истории мирового автопрома концепт кар Y-Job, дизайн которого разработал Харли Эрл. Этот двухдверный концепт также отличался скрытой оптикой, однако фары у машины «появлялись и пропадали» уже с помощью электричества!

Buick Y-Job – первый концепт-кар. За рулём на первом фото – сам Харли Эрл

Buick Y-Job – первый концепт-кар. За рулём на первом фото – сам Харли Эрл

Buick Y-Job – первый концепт-кар. За рулём на первом фото – сам Харли Эрл

Buick Y-Job – первый концепт-кар. За рулём на первом фото – сам Харли Эрл

Buick Y-Job – первый концепт-кар. За рулём на первом фото – сам Харли Эрл

Увы, грянувшая вскоре война внесла свои коррективы, и производителям стало не до экспериментов даже в относительно благополучной в плане военных потерь Америке. А отделение DeSoto, выпускавшие автомобили «повышенной престижности» по сравнению с обычными Бьюиками, при всей своей аэродинамичности имели фары, открытые всем ветрам и взорам, пусть и изящно вписанные в передок обтекаемой формы.

Обтекаемые, но открытые: оптика на DeSoto Airflow была интегрированной в переднюю часть

Обтекаемые, но открытые: оптика на DeSoto Airflow была интегрированной в переднюю часть

Обтекаемые, но открытые: оптика на DeSoto Airflow была интегрированной в переднюю часть

Обтекаемые, но открытые: оптика на DeSoto Airflow была интегрированной в переднюю часть

Впоследствии к теме скрытых, а не просто подъемных фар в мире вернулись спустя несколько десятилетий.

Ослепленные мощностью

Считается, что у истоков этого решения стояла, опять-таки, компания Buick со своей моделью Riviera, появившейся в 1963 году.

Билл Митчелл из General Motors вдохновлялся довоенными американскими автомобилями с их вертикальным расположением решетки радиатора, но попытка «приделать её в лоб», которую предприняли многие дизайнеры вроде фордовцев с их Edsel, оказалась неудачной. Митчелл же взглянул на это по-новому, установив не одну вертикальную решетку, а целых две, причем по краям горизонтальной решетки более традиционного стиля. В первоначальном концептуальном варианте Buick Riviera Silver Arrow Concept Car на широкой горизонтальной решетке вообще не наблюдалось никакой оптики, что визуально делало и без того немаленькую машину более широкой и приземистой.

Buick Riviera Silver Arrow Concept Car

Buick Riviera Silver Arrow Concept Car

Buick Riviera Silver Arrow Concept Car

Buick Riviera Silver Arrow Concept Car

Но ведь без фар на серийном автомобиле не поездишь, верно? На первых серийных версиях была предусмотрена традиционная «открытая» оптика, расположенная по краям решетки.

Однако наиболее эффектно и даже брутально смотрелась, разумеется, «слепая» версия, визуально лишённая фар, которая вышла в 1965-м. Головная оптика у этой машины была, просто расположили её за теми самыми вертикальными «трёхмерными» решетками сложного дизайна, которые завершали линии передних крыльев на передних торцах. А при необходимости решетки «разъезжались» при помощи пневмопривода, открывая вертикально расположенные фары.

Особой пикантности придавало то, что Митчелл изначально рисовал ни разу не Buick, а вполне себе Cadillac LaSalle, однако в самый последний момент боссы GM передумали выпускать столь радикальный по внешности Cadillac и решили производить машину под более «народной» маркой – как оказалось, предпочтение отдали старейшему бренду Buick.

Самый красивый и замечательный: основатель Jaguar Уильям Лайонс заявил, что «команда Buick проделала замечательную работу», Серджио Пининфарина сказал, что «это один из самых красивых американских автомобилей всех времен», а известный промышленный дизайнер Реймонд Лоуи во время дебюта новой модели Buick в Париже назвал Riviera «самым красивым американским серийным автомобилем».

Нужно понимать, что после «авиационной» темы с гротескными килями на задних крыльях и обилием хрома потенциальный покупатель был готов практически к чему угодно – особенно, если это круто выглядело

На более поздних вариантах Ривьеры выпуска 1966-1970 годов с куда более спокойным дизайном фары головного света в нерабочем положении прятались за центральной решеткой со сдвижными секциями.

Во втором поколении дизайн Riviera cтал менее экспрессивным

Решетка или оптика: на Ривьере четыре круглые фары было видно только тогда, когда они светили

Здесь хорошо видно, куда девались фары в нерабочем положении

В частности, «слепыми» стали многие модели так называемых «масл-каров», которым такое решение подходило, что называется, «идеологически», ведь эти машины были самыми отъявленными «плохими парнями» в автомобильном мире, и скрытые фары лишь подчеркивали сущность «мускулов». Просто взгляните на них – неудивительно, что это дизайнерское решение до сих пор будоражит умы тюнеров и фанатов.

Отличник ГТО: Pontiac GTO был одним из самых красивых «мускулов» всех времен и народов

Отличник ГТО: Pontiac GTO был одним из самых красивых «мускулов» всех времен и народов

Отличник ГТО: Pontiac GTO был одним из самых красивых «мускулов» всех времен и народов

Отличник ГТО: Pontiac GTO был одним из самых красивых «мускулов» всех времен и народов

Отличник ГТО: Pontiac GTO был одним из самых красивых «мускулов» всех времен и народов

Cougar с переводе с английского означает «пума», но в дикой природе пума с таким дизайном морды вряд ли смогла бы выжить

Cougar с переводе с английского означает «пума», но в дикой природе пума с таким дизайном морды вряд ли смогла бы выжить

Cougar с переводе с английского означает «пума», но в дикой природе пума с таким дизайном морды вряд ли смогла бы выжить

Cougar с переводе с английского означает «пума», но в дикой природе пума с таким дизайном морды вряд ли смогла бы выжить

Cougar с переводе с английского означает «пума», но в дикой природе пума с таким дизайном морды вряд ли смогла бы выжить

Cougar с переводе с английского означает «пума», но в дикой природе пума с таким дизайном морды вряд ли смогла бы выжить

Cougar с переводе с английского означает «пума», но в дикой природе пума с таким дизайном морды вряд ли смогла бы выжить

Cougar с переводе с английского означает «пума», но в дикой природе пума с таким дизайном морды вряд ли смогла бы выжить

Cougar с переводе с английского означает «пума», но в дикой природе пума с таким дизайном морды вряд ли смогла бы выжить

Cougar с переводе с английского означает «пума», но в дикой природе пума с таким дизайном морды вряд ли смогла бы выжить

Cougar с переводе с английского означает «пума», но в дикой природе пума с таким дизайном морды вряд ли смогла бы выжить

Cougar с переводе с английского означает «пума», но в дикой природе пума с таким дизайном морды вряд ли смогла бы выжить

Cougar с переводе с английского означает «пума», но в дикой природе пума с таким дизайном морды вряд ли смогла бы выжить

Cougar с переводе с английского означает «пума», но в дикой природе пума с таким дизайном морды вряд ли смогла бы выжить

Dodge Charger – любимый вариант плохих парней. В том числе и в кино

Dodge Charger – любимый вариант плохих парней. В том числе и в кино

Dodge Charger – любимый вариант плохих парней. В том числе и в кино

Dodge Charger – любимый вариант плохих парней. В том числе и в кино

Dodge Charger – любимый вариант плохих парней. В том числе и в кино

Передок Oldsmobile Toronado стилистически напоминал по дизайну позднюю Ривьеру

Передок Oldsmobile Toronado стилистически напоминал по дизайну позднюю Ривьеру

Передок Oldsmobile Toronado стилистически напоминал по дизайну позднюю Ривьеру

Передок Oldsmobile Toronado стилистически напоминал по дизайну позднюю Ривьеру

Обман зрения: Plymouth Fury на изображениях пытались сделать еще шире, чем он был на самом деле

Обман зрения: Plymouth Fury на изображениях пытались сделать еще шире, чем он был на самом деле

Обман зрения: Plymouth Fury на изображениях пытались сделать еще шире, чем он был на самом деле

Обман зрения: Plymouth Fury на изображениях пытались сделать еще шире, чем он был на самом деле

Обман зрения: Plymouth Fury на изображениях пытались сделать еще шире, чем он был на самом деле

Chevrolet Camaro некоторое время тоже был «слепым». И грозным

Chevrolet Camaro некоторое время тоже был «слепым». И грозным

Chevrolet Camaro некоторое время тоже был «слепым». И грозным

Chevrolet Camaro некоторое время тоже был «слепым». И грозным

Chevrolet Camaro некоторое время тоже был «слепым». И грозным

Так вот ты какой, Chrysler 300 здорового человека!

Так вот ты какой, Chrysler 300 здорового человека!

Так вот ты какой, Chrysler 300 здорового человека!

Так вот ты какой, Chrysler 300 здорового человека!

Так вот ты какой, Chrysler 300 здорового человека!

Гомер, Мильтон и Флитвуд: оказывается, «слепым» был даже Его Величество Cadillac!

Гомер, Мильтон и Флитвуд: оказывается, «слепым» был даже Его Величество Cadillac!

Гомер, Мильтон и Флитвуд: оказывается, «слепым» был даже Его Величество Cadillac!

Именно шестидесятые стали золотым временем, подарившим нам такой мощный стилистический прием, как оптика, спрятанная за решеткой радиатора.

Да, в те времена, в которых бы с удовольствием жил бы любой «петролхэд», автопроизводителям не нужно было заморачиваться ни экологическими нормами, ни показной экономичностью своих моделей, ни их активной и пассивной безопасностью с точки зрения сохранности обитателей салона и пассажиров. А в известной поговорке про страсть, вещества и рок-н-ролл последний был самой безобидной составляющей…

Однако уже в семидесятые годы оптика на подавляющем большинстве «американцев» стала традиционно-открытой, а из немногочисленных исключений из общего правила можно вспомнить разве что Lincoln Continental Mark III, который позиционировался как прямой конкурент Cadillac Eldorado.

«А Марк был хороший…» И со скрытой оптикой, заметим

«А Марк был хороший…» И со скрытой оптикой, заметим

«А Марк был хороший…» И со скрытой оптикой, заметим

Однако дизайн стремительно менялся, и многие автомобильные художники американских компаний поняли, что открытой оптикой можно и нужно подчеркивать «выражение лица», не используя в семидесятые годы приёмы прошлого. Что, впрочем, не мешало использовать подъемную оптику на откровенно спортивных моделях – но именно подъемную, а не просто скрытую за решеткой или непрозрачным щитком.

Почему же с американских машин исчезли скрытые, а то и просто подъемные фары? Во-первых, пневматические или электрические механизмы не отличались высокой надёжностью, и со временем «слепые» машины в прямом смысле становились «подслеповатыми», что было явно небезопасно. Во-вторых, довольно жесткие правила безопасности в части формы головного освещения на автомобилях, продаваемых на рынке США, накладывали существенные ограничения, которые заставили производителей просто отказаться от подобного решения. Ведь у него было единственное очевидное преимущество – эстетическая составляющая, а вот все остальные особенности, по сути, являлись довольно существенными недостатками. К примеру, попробуйте на машине с подобной оптикой просто «мигнуть» встречному дальним светом фар, как это принято у нас в отдельных случаях!

Источник

Теги

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»
Закрыть