Большой сюрприз: двигатели V8 от самых неожиданных производителей
Мы уже рассказывали вам о самых выдающихся и необычных V8 в истории. Но о тех моторах знают немногие, а у большинства автомобилистов V-образная «восьмерка» прочно ассоциируется с Америкой – точнее, с американскими автомобилями. На худой конец, речь может идти о представительских легковушках известных немецких марок или отдельных европейских спорткарах. Однако сегодня мы подобрали для вас несколько двигателей V8 от тех производителей, которые вряд ли ассоциируются с подобной компоновкой.
Автомобиль из будущего: Tatra 77
По сути, именно довоенная Tatra является родоначальником европейских легковых автомобилей с V8, хотя эта марка получила известность и признание в качестве производителя грузовиков. Нетривиальность легковой модели 77 с конструкцией от инженера Ганса Ледвинки проявляется не только в V-образной «восьмерке» с воздушным (!) охлаждением, расположенной к тому же сзади.
Ведь сначала в глаза бросается невероятный для тех лет дизайн обтекаемого кузова под авторством Пауля Ярая, скрывающий хребтовидную трубу вместо рамы, независимую подвеску всех колёс и реечное рулевое управление.
Tatra 77 – автомобиль, опередивший время на целую эпоху
Tatra 77 – автомобиль, опередивший время на целую эпоху
Tatra 77 – автомобиль, опередивший время на целую эпоху
Tatra 77 – автомобиль, опередивший время на целую эпоху
Tatra 77 – автомобиль, опередивший время на целую эпоху
А ведь это было придумано девяносто лет назад!
Можно добавить также синхронизаторы на всех передачах переднего хода и качающиеся полуоси. Да и в трехлитровом двигателе мощностью 60 л.с. было немало интересных новшеств: верхний распределительный вал, полнопоточный масляный фильтр и масляный радиатор. Дальнейшим развитием стала модель 87, получившая мотор мощностью 75 л.с.
Чудо-юдо рыба-кит: с любого ракурса 87-я смотрелась просто фантастически
Чудо-юдо рыба-кит: с любого ракурса 87-я смотрелась просто фантастически
Чудо-юдо рыба-кит: с любого ракурса 87-я смотрелась просто фантастически
Чудо-юдо рыба-кит: с любого ракурса 87-я смотрелась просто фантастически
Подобно многим довоенным моделям, Tatra 87 выпускалась и после Второй мировой войны до 1950 года, пока ей на смену не пришла действительно новая Tatra – «шестьсот третья». Она, как и легендарная «наследница» под индексом 613 с дизайном от ателье Vignale, также оснащалась V-образным восьмицилиндровым «воздушником» – правда, у последней модели с весьма скромной по виду и размерам кормой он развивал уже впечатляющие 168 л.с.
Татраплан: то е возидло развитого социализма ЧССР. И не простое, а восьмицилиндровое
Татраплан: то е возидло развитого социализма ЧССР. И не простое, а восьмицилиндровое
Татраплан: то е возидло развитого социализма ЧССР. И не простое, а восьмицилиндровое
Татраплан: то е возидло развитого социализма ЧССР. И не простое, а восьмицилиндровое
Tatra 613 была последней из великого рода чешских легковых V8
Tatra 613 была последней из великого рода чешских легковых V8
Tatra 613 была последней из великого рода чешских легковых V8
«Otto Vu»: Fiat 8V
Вторым неожиданным производителем автомобилей с V-образной «восьмеркой» под капотом стала самая что ни на есть народная марка – Fiat. Причем, как ни странно, произошло это сразу в первое послевоенное десятилетие, что особенно удивительно с учетом экономической ситуации в той Италии. Впрочем, все объяснимо: Fiat 8V задумывался как не только спортивное купе, но и автомобиль для участия в гонках.
Машину показали в Женеве в 1952-м, а название модели было выбрано из «соображений безопасности» – итальянцы опасались, что американский Ford мог запатентовать название V8 и подать на Fiat в суд.
Футуризмо, рагацци: Fiat 8V смотрелся не менее впечатляюще, чем чешская машина. Однако малокубатурный V8 у него был совершенно другим – расположенным спереди и с традиционным жидкостным охлаждением
Футуризмо, рагацци: Fiat 8V смотрелся не менее впечатляюще, чем чешская машина. Однако малокубатурный V8 у него был совершенно другим – расположенным спереди и с традиционным жидкостным охлаждением
Футуризмо, рагацци: Fiat 8V смотрелся не менее впечатляюще, чем чешская машина. Однако малокубатурный V8 у него был совершенно другим – расположенным спереди и с традиционным жидкостным охлаждением
Футуризмо, рагацци: Fiat 8V смотрелся не менее впечатляюще, чем чешская машина. Однако малокубатурный V8 у него был совершенно другим – расположенным спереди и с традиционным жидкостным охлаждением
Футуризмо, рагацци: Fiat 8V смотрелся не менее впечатляюще, чем чешская машина. Однако малокубатурный V8 у него был совершенно другим – расположенным спереди и с традиционным жидкостным охлаждением
Внутри автомобиль удивляет стильной отделкой и педальным узлом в стиле BDSM
Внутри автомобиль удивляет стильной отделкой и педальным узлом в стиле BDSM
Внутри автомобиль удивляет стильной отделкой и педальным узлом в стиле BDSM
Внутри автомобиль удивляет стильной отделкой и педальным узлом в стиле BDSM
Внутри автомобиль удивляет стильной отделкой и педальным узлом в стиле BDSM
Машину спроектировали инженеры Данте Джакоза и Фабио Лучио Рапи, а V-образная «восьмерка» изначально создавалась для седана представительского класса, однако до его выпуска дело не дошло. Объем V8 был совсем скромным – 1996 «кубиков», но для спортивной машины столь небольшой диаметр поршней не был проблемой.
К слову, они работали в цилиндрах, расположенных под углом развала блока в 70 градусов, а при 5600 оборотах в минуту двигатель Otto Vu развивал 105 л.с., благодаря чему четырехметровая машина массой в 1000 кг могла разогнаться до 190 км/ч. Выпускали двухдверное купе всего пару лет – до 1954 года.
Великая французская кооперация: Renault Project H
Некоторым интересным машинам суждено навсегда остаться прототипами. Так произошло и с очень интересным проектом компании Renault, который так и называется – Project H.
Несмотря на малоизвестность и неожиданный, мягко говоря, дизайн, это разработка с интересной предысторией и пусть и короткой, но яркой историей. Ведь именно этот проект дал старт сотрудничеству двух французских автогигантов – Renault и Peugeot.
В стремлении заняться производством больших и мощных машин и отойти от статуса производителя Renault 4 и прочих подобных утилитарных «садовых тележек» французы даже обратились с предложением по сотрудничеству к немцам из Volkswagen и итальянцам из Fiat. Однако Volkswagen шел своим путём, а фиатовцы в то время во всех смыслах были заняты проектом превращения Fiat 124 в советский ВАЗ-2101.
И 22 апреля 1966 года было подписано соглашение о сотрудничестве Renault с другим французским производителем – Peugeot. Партнерство предполагало совместную разработку новых моделей, а также закупки комплектующих и само производство. Существует версия, что поработать вместе были не прочь и конструкторы компаний.
Уже летом 1966-го была начата работа над «Проектом Н», причем машина должна была получиться почти пятиметровой длины, что явно указывало на её высокий класс. А подчеркнуть статус должен был новый двигатель V8 объемом 3,5 литра, над которым работали в Peugeot. Там задумали не один, а сразу два унифицированных двигателя семейства Z – «восьмерку» с индексом Z0 и V6 под обозначением ZM. Моторы получили 90-градусный развал алюминиевого блока с чугунными гильзами мокрого типа и объем каждого цилиндра в 444 кубика, благодаря чему объем «большого» мотора составил 3552 кубических сантиметров, а в «младшем» их было 2664.
Кроме моторов столь современной конструкции предполагалось и множество других прогрессивных технологий – например, гидропневматическая подвеска со встроенными домкратами для замены колёс! Еще одна неожиданная опция – две отдельные системы кондиционирования для переднего и заднего ряда.
Существовало несколько вариантов внешности, но до наших дней дожил только бывший ходовым макетом фастбэк с дизайном Мишеля Белигона, который из-за характерной формы выглядел как хэтчбек, но на самом деле его заднее стекло не поднималось вместе с крышкой багажника.
Вроде бы каждое решение по отдельности смотрится интересно и свежо, а вот всё вместе – «лицом необщим выраженьем»
Вроде бы каждое решение по отдельности смотрится интересно и свежо, а вот всё вместе – «лицом необщим выраженьем»
Вроде бы каждое решение по отдельности смотрится интересно и свежо, а вот всё вместе – «лицом необщим выраженьем»
Однако не самая привычная форма кузова вызвала некоторое непонимание не только у немногочисленных сторонних зрителей, но и у самих авторов. Вот что, к примеру, спустя 50 лет сказал про внешность и салон Renault Project H создатель её интерьера Робер Бруайер: «мы в Renault тогда не слишком уверенно совладали с крупными формами. "Project H" получился тяжеловесным, дизайну не хватало единства и гармонии. Интерьер порой называют футуристичным из-за панели приборов с козырьком во всю ширину, но обилие дополнительных и "разнокалиберных" приборов сделало панель перегруженной и лишенной чистоты».
Всего спустя несколько месяцев после презентации проект остановили по финансовым соображениям. Ведь на него потребовалось бы в общем около 200 миллионов франков, а стать прибыльным он смог бы при объемах продаж не менее 60 тысяч машин в год. Это выглядело довольно сомнительно для самих топ-менеджеров Renault и Peugeot, а грянувший в 1973-м нефтяной кризис показал, что осмотрительные французы были правы на все 444 кубика в каждом из восьми цилиндров несостоявшегося проекта H.
Этот дивный мир саке, хокку и ниндзя: Mitsubishi Proudia
Вполне вероятно, что вы, даже будучи поклонником «трёх бриллиантов», ни разу не слышали про такую модель, как Proudia.
Неудивительно, ведь этих машин было произведено менее 1000 штук. А вот что удивительно, так это то, что у пятиметрового седана, представленного в конце 1999 года, под капотом был самый настоящий V8 собственной разработки! Причем, в отличие от конкурентов, Proudia была переднеприводной, а её «восьмерку» расположили не вдоль оси, а поперек! Позже мы расскажем, кто из японцев (и для кого) еще так не один раз сделал, но пока поговорим о Mitsubishi.
Машина в силу своих «обязательств» получила пневматическую подвеску, амортизаторы с электронным управлением и даже адаптивный круиз-контроль. Напоминаем, что на дворе стоял 1999 год…
Помимо привычного двигателя V6 3,5 модели 6G74 для флагмана создали совершенно новый мотор V8 модели 8A80 объёмом 4,5 литра. Согласитесь, впечатляющий подход – новый мотор для новой модели, которая должна была покорить новый для марки сегмент рынка.
У самурая нет цели – есть только путь. А путь к сердцу покупателя такой машины лежал через V8. И неважно, что с поперечным расположением и приводом на передние колеса
Неудивительно, что его конструкция была самой современной: в алюминиевый блок залили чугунные гильзы, в каждой из двух головок разместили по два распредвала и по четыре клапана на цилиндр, ну а фирменный для Mitsubishi непосредственный впрыск топлива GDI говорит сам за себя. В итоге мотор получился всего на пять сантиметров длиннее и 10 кг тяжелее младшей версии с V6.
По старой японской традиции мощность указали традиционную – 280 л.с., а крутящий момент достигал 412 Нм. Так сказать, серьезная заявка на успех.
А в реальности же произошел эпичный рыночный провал: в 2000 году было продано всего 852 экземпляра, то есть в четыре раза меньше, чем планировалось. Уже спустя 15 месяцев машину пришлось снять с производства, а всего было произведено 1227 Proudia.
Впрочем, на этом закончилась собственно история Proudia, но не её двигателя, ведь в Южной Корее у машины существовал брат-близнец Hyundai Equus, у которого дела обстояли намного лучше. Причем корейцы как раз и производили блоки цилиндров и многие другие детали двигателя для самих японцев! Такая вот круговая порука и кооперация по-азиатски.
Слегка-Long: у Hyundai Equus, как, впрочем, и у Mitsubishi, была даже удлинённая версия!
Слегка-Long: у Hyundai Equus, как, впрочем, и у Mitsubishi, была даже удлинённая версия!
Слегка-Long: у Hyundai Equus, как, впрочем, и у Mitsubishi, была даже удлинённая версия!
Слегка-Long: у Hyundai Equus, как, впрочем, и у Mitsubishi, была даже удлинённая версия!
Слегка-Long: у Hyundai Equus, как, впрочем, и у Mitsubishi, была даже удлинённая версия!
Немецкие номера намекают, что обеспеченные бюргеры могли предпочесть Equus какому-нибудь «пятисотому». А что, V8 ведь есть
Equus благополучно жил конвейерной жизнью вплоть до конца 2008 года, когда он уступил место под солнцем седану собственной корейской разработки.
Послесловие: Yamaha – это музыкальные инструменты и мотоциклы? Ну-ну…
Казалось бы, какое отношение корпорация Yamaha может иметь к производству автомобильных двигателей, если у неё даже нет собственного автомобиля, зато полно отличных синтезаторов и мотоциклов? Знающие люди сейчас подняли брови в удивлении: самое прямое! И это действительно так, причем отличные, да вдобавок поперечно расположенные моторы V8, созданные японцами, вы могли видеть в самых неожиданных автомобилях. О них мы расскажем во второй части нашего обзора, посвященного самым неожиданным производителям и носителям V-образных «восьмерок».