Smart fortwo: прощальная версия на фоне падения продаж и проблем с поставками
Европейские дилеры готовятся попрощаться с последней моделью smart прошлой эпохи — двухместным электромобилем EQ fortwo, приём заказов на него прекратится в конце апреля. Преемник будет, но уже китайского производства, его разрабатывает холдинг Geely.
В этом году марка smart отмечает свой четвертьвековой юбилей, запланирована серия праздничных мероприятий под общим названием Smart Times, но преимущественно в Китае, где теперь находится штаб-квартира компании smart Automobile. Напомним, что smart Automobile — это совместное предприятие Mercedes-Benz и Geely, созданное в 2019 году после того, как немецкая компания отчаялась сделать марку прибыльной и с облегчением сплавила её в Китай на поруки Geely. За разработку и производство новых электромобилей smart теперь отвечает холдинг Geely, а Mercedes-Benz занимается их дизайном, при этом с корпоративного сайта Mercedes-Benz марка smart давно исчезла — у неё теперь свой пиар, своя пресс-служба и вообще всё своё.
smart EQ fortwo cabrio
Электромобильной марка smart стала в том же судьбоносном 2019 году, прекратив выпуск «углеводородных» версий моделей fortwo и forfour, тогда же обе модели пережили последний в своей истории рестайлинг. Производство четырёхместного хэтчбека smart EQ forfour на заводе в Словении завершилось в конце 2021 года, а двухместный EQ fortwo продолжает выпускаться на заводе во французском Амбахе, который в 2020 году купила у Mercedes-Benz британская компания Ineos Automotive для производства своих рамных внедорожников Grenadier.
smart EQ fortwo cabrio
Smart EQ fortwo доживает свой век в Амбахе уже на контрактной основе, причём производство идёт с перебоями: с весны прошлого года периодически бастуют субподрядчики, в связи с чем smart EQ fortwo просто не из чего собирать. Контракт с Ineos на сборку smart EQ fortwo истекает в середине 2024 года, но из-за проблем с поставками комплектующих приём заказов на эту модель будет остановлен уже в конце апреля текущего года — европейские дилеры получили соответствующее уведомление из штаб-квартиры.
smart EQ fortwo
smart EQ fortwo
smart EQ fortwo
smart EQ fortwo
smart EQ fortwo
Никаких официальных прощальных версий smart EQ fortwo не будет, но некоторые дилеры решили оформить «последнюю гастроль» модели самостоятельно: например, продавец из Мюнхена выставил на продажу 150 электромобилей в исполнении Final Edition, вся особость которых сводится к максимальной комплектации и самопальным наклейкам Final Edition на боковинах и селекторе режимов силовой установки. Регулярные версии тоже пока доступны для заказа: хэтчбек smart EQ fortwo стоит в Германии от 21 940 евро, кабриолет smart EQ fortwo cabrio — от 25 200 евро. Обе версии оснащаются 81-сильным электромотором на задней оси и батарей ёмкостью 17,6 кВт·ч, полного заряда которой хватит на 123-135 км пробега в зависимости от модификации.
smart EQ fortwo и smart EQ fortwo cabrio в дилерском исполнении Final Edition
В прошлом году, по данным JATO Dynamics, продажи smart в Европе сократились по сравнению с 2021 годом на 42% до 21 515 единиц. Конец приёма заказов на smart EQ fortwo в конце апреля совпадёт с началом массовых поставок в Европу кроссоверов smart #1 китайской сборки. В самом Китае smart #1 поступил в продажу в сентябре прошлого года и до конца того же года разошёлся тиражом 9212 экземпляров — это данные самой компании smart Automobile. У smart #1 есть в том числе мощная двухмоторная версия Brabus.
smart #1
В ноябре в базе китайского Минпрома всплыл кросс-хэтчбек smart #3, но его официальной премьеры пока не было. Замена smart EQ fortwo, то есть новая двухместная модель, тоже будет, но когда именно, пока наверняка неизвестно — ожидается не позднее 2025 года. Преемник, вероятно, получит индекс smart #2.