Статьи

Профессия – гоночный инженер: от кручения гаек к испытаниям топлива

Выставка-форум «Россия» – мероприятие масштабное. Это начинаешь понимать, когда вливаешься в бесконечный поток людей, подавляющее большинство из которых – молодежь. Вокруг множество площадок, где одновременно идут концерты, семинары, мастер-классы… Но нас интересуют автомобили, поэтому на выставке мы ищем эту тему. Удача – рядом со стоящим у павильона «Газпром» новым российским суперкаром Rossa встречаем знаменитого гонщика Романа Русинова. На день «Науки и университетов» на ВДНХ он пришел с двумя молодыми ребятами, которые попали в его команду по программе Московского Политеха.

Гонки на выносливость в мире автоспорта не менее авторитетны, чем соревнования «королевской» Формулы-1, а «24 часа Ле-Мана» звучит не менее гордо, чем «Гран-при Монако». Впрочем, кроме знаменитого суточного марафона во Франции в «длинных» гонках есть еще множество других чемпионатов и серий, и во всех российские спортсмены выступали исключительно успешно. В копилке лидера и спортивного директора команды G-Drive Racing Романа Русинова титулы победителя чемпионата мира по автогонкам на выносливость FIA WEC (2015), Европейской серии Ле-Ман (2018), Азиатской серии Ле-Ман (2019/2020) в классе LMP2, Российской серии гонок на выносливость REC (2022, 2023).

С 2015 года гонки на выносливость проходят и в России: есть четырехэтапная СМП РСКГ Эндуранс и пятиэтапная национальная серия REC, Russian Endurance Challenge. Это очень демократичные серии в том плане, что на старт выходят автомобили различных классов как из российского кольцевого автоспорта, так и международных серий. Не допускается только участие «формул», то есть автомобилей с открытыми колесами. Команда G-Drive Racing на прототипе G01 класса CN Pro выступает в Russian Endurance Challenge. Но Роману Русинову этого показалось мало – и в прошлом году он, не имея рейдового опыта, дебютировал в ралли-марафоне «Шелковый путь» в зачете мотовездеходов, заняв в нем второе место. Но и этого ему не хватило: весь прошлый год он посвятил постройке суперкара Rossa.

Зачем ему это понадобилось – таков был первый вопрос, который мы задали Роману. «Я в автоспорте больше 20 лет. Гонял на разных машинах, но каждую из них приходилось так или иначе дорабатывать под себя, – рассказывает титулованный гонщик. – Опыт накопился обширнейший, познакомился с талантливыми людьми, собралась команда. Вот мы и задумались, почему бы не сделать свой автомобиль. И придумали Rossa. Концепт-кар, который может стать отправной точкой в работе над автомобилем класса GT. Потому что прототипы – это более сложный продукт, а автомобиль класса GT теоретически можно модифицировать для дорожного использования, так как это – двухместная машина».

Пилот G-Drive Racing представил новый российский суперкар на дне «Газпрома» на выставке «Россия»

Ну а пока Rossa проходит обширную программу тестов. Роман Русинов рассказывает: «Мы прошли полноценную тестовую программу, около 10 тысяч километров, и на Дмитровском полигоне, и на автодромах, в том числе – Moscow Raceway и «Игора Драйв». По сути, работа над этой машиной завершена. Сейчас мы извлекли огромное количество информации, на основании чего были внесены очень важные изменения в конструкцию автомобиля, в его аэродинамику. После этих доработок он уже полностью будет готов, на 100%. Это будет уже не концепт-кар, а реальный продукт».

Естественно, в работе над машиной занята целая команда, в которую входят в том числе люди с огромным опытом. «У нас в команде есть хорошие, очень опытные российские дизайнеры и инженеры. Например, Иван Борисов, моделлер Владимир Плеханов, которые работали на самых известных российских проектах, таких как Aurus и Marussia», – рассказывает Роман Русинов.

Но это не значит, что Русинов работает только со звездами. Любой, кому удалось заглянуть в бокс G-Drive Racing во время гонки, замечал, как много в команде молодежи. Еще в 2022 году G-Drive Racing запустила совместную программу с Московским Политехом. Она дает начинающим специалистам возможность получить необходимую практику гоночного инжиниринга и учиться у лучших.

«Я уже не раз говорил, что когда ты берешь в команду новых ребят, то не важно, сколько им лет. Уже через три месяца они могут встать наравне с профессионалами. Но если ты хочешь быть хорошим гоночным инженером, ты должен понимать, как что работает в автомобиле, уметь собрать и разобрать и саму машину, и любой узел. Пока человек сам гайки не покрутит, он не поймет, почему одно решение лучше, чем другое. Поэтому, взяв нового человека, мы сразу кидаем его в работу с машиной, чтобы он прочувствовал ее руками. Молодые специалисты должны воспринимать себя не просто стажерами, а полноценными членами команды, от которых зависит общий успех».

Студенты и аспиранты Политеха проходят практику в команде G-Drive Racing на протяжении всего гоночного сезона. Мы с удовольствием побеседовали с двумя молодыми членами команды и участниками этой программы, Алексеем Левиным и Александром Храмовым. Алексей уже закончил Политех и выполняет функции гоночного инженера и механика, но начал свою работу в команде еще в статусе студента. Александр учится на 3-м курсе и так же работает в команде. Первым делом мы спросили: а как, собственно, они попали в G-Drive Racing? 

«У нас в Политехе уже была команда, которая занималась автогонками, включая участие в Formula Student. Мы осуществляли техническое сопровождение команды университета. Попасть в нее было непросто. Были собеседования, тесты, но у меня получилось, – рассказывает Алексей. – Я был в гоночной команде Политеха, когда им было нужно гоночное сопровождение. А затем был набор в G-Drive Racing, и выбирали людей, кто сможет выполнять этот функционал». В обязанности входит всеобъемлющая подготовка автомобиля к соревнованиям: полная разборка, дефектовка, анализ гонок… Порой приходится дорабатывать отдельные узлы, внося свои изменения. Ребята работают с прототипами класса СN, конкретно – с открытым прототипом G-Drive G01, участвующим в гонках на выносливость. «Такой опыт применения в реальной работе тех теоретических знаний, которые дает Политех, больше нигде не получишь», – уверены студенты.

Мы спросили, чем работа инженера гоночной команды отличается от инженера в конструкторском бюро или на заводе, и вот что нам ответил Алексей Левин: «Инженер в конструкторском бюро занимается разработкой конструкции автомобиля, то есть он должен его придумать. А гоночный инженер – это человек, который может настроить автомобиль и ускорить его на треке, подобрать тонкие настройки. Но главное – он должен обеспечить интерфейс между автомобилем и пилотом. У пилота есть свои пожелания, и он хочет, чтобы машина ехала в соответствии с ними. Но у каждой машины – свой характер, и инженер должен настроить ее под пилота и под трассу. Главная моя обязанность – это как раз настройка шасси автомобиля. Но есть и другая работа – гоночная стратегия, и именно ей занимается Александр».

«В мои задачи входит анализ возможностей соперников и выстраивание стратегии гонки, – продолжил Александр Храмов. – Например, решение, когда и сколько раз нужно выезжать на пит-стопы, какие шины использовать. Все это может повлиять на результат. Гонки на выносливость – это длинная дистанция, по ходу которой мы проводим несколько дозаправок, замен шин и смен пилотов. Наша задача делать пит-стопы быстро и вовремя. Молниеносно реагировать на происходящее на трассе. У нас есть план «А» и план «Б», но этого иногда оказывается недостаточно. Нам важно держать «в кармане» еще пару альтернативных стратегий на гонку».

Впрочем, у работы, которую ведет G-Drive Racing, есть еще один, и очень важный пласт – испытание топлива и моторных масел в разных режимах нагрузок на разных трассах и разной технике. Собственно говоря, это изначально было одной из целей создания гоночной команды. По словам Алексея и Александра (они тоже участвуют в этой работе), эти испытания органично вписываются в общую схему работы: «Тебе все равно надо дефектовать все детали, и тут ты заодно проверяешь их износ и отдаешь все данные инженеру, далее они анализируются и обрабатываются».

Собранная на гоночных треках информация помогает разработчикам продуктов совершенствовать их характеристики. По словам Романа Русинова, лучшим доказательством качества масел G-Energy и топлива G-Drive является то, что спортсмены используют точно такие же продукты, что и обычные автовладельцы, и при этом отлично чувствуют себя на трассе и приезжают на подиумы.

К слову, совсем скоро оба продукта будут испытаны на болидах Формулы-4 в гонке совершенно нового формата. В рамках международного турнира «Игры Будущего» на трассе «Сочи Автодром» 2 и 3 марта пройдут первые в истории G-Drive фиджитал-гонки, в которых команды будут состязаться не только на реальных болидах, но и за рулем компьютерных симуляторов. Русинов с командой G-Drive Racing, конечно, не могли пройти мимо такого события. Пожелаем им интересной борьбы.

Источник

Теги

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»
Закрыть